Оглавление
Рабочие программы педагогов ДОУ
Рабочая программа ПДО по ИЗО
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа ПДО по ритмике
Рабочая программа инструктора по физической культуре
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа педагога-психолога
Все страницы

 Рабочая программа педагога-психолога

ПП

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     Целевой раздел    

1.1.       Пояснительная записка.............................................................................. 3

1.2.       Цели и задачи Программы........................................................................ 5

1.3.       Принципы и подходы к формированию Программы.............................. 6

1.4.       Планируемые результаты.......................................................................... 7

1.5.       Целевые ориентиры дошкольного возраста............................................. 8

1.6.       Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.......... 11

1.7.       Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.................................................................................................................. 13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ................................................................... 15

2.1.       Общие положения.................................................................................... 15

2.2.        Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях............. 16

2.2.1.  Социально-коммуникативное развитие.................................................. 16

2.2.2.  Познавательное развитие........................................................................ 26

2.2.3.  Речевое развитие..................................................................................... 33

2.2.4.  Художественно-эстетическоеразвитие.................................................... 37

2.2.5.  Физическое развитие............................................................................... 42

3. Организационный раздел.............................................................................. 44

3.1.       Взаимодействие взрослых сдетьми......................................................... 44

3.2.        Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников        ………………………………………………………...47

3.3.        Основные направления коррекционной и образовательной деятельности……………………………………………………………48

3.4.       Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие воспитанника с ОВЗ.................................................................................................................. 58

3.5.       Режимдня и распорядок........................................................................... 60

3.6.       Перечень нормативных и нормативно-методических документов........ 61

3.7.       Перечень литературных источников...................................................... 62

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.     Пояснительная записка

«Адаптированная образовательная программа для воспитанников с нарушениями речи с 5 до 7 лет» является программным документом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 126» Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

              Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

              Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

              санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

              иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Курской области, муниципальными правовыми актами города Курска, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.

              Документы международного права:

·                   Декларация прав ребёнка-1959г.;

·                   Конвенция ООН о правах ребёнка – 1989г.

·                   Законы Российской Федерации:

·                   Конституция РФ;

·                   Семейный кодекс РФ;

·                   Закон «Об образовании».

Программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей, зачисленных в группу комбинированной направленности специалистами ПМПК. Основной базой рабочей программы являются:

·                   Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) под ред. Н.В. Нищевой. -СПб.: Детство-Пресс, 2006; -

·                   Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 126»

·                   Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.;

·                   «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.

·                   «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва «Просвещение» 2014 г. Четвертое издание;

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для специалистов, работающих в группах комбинированной направленности, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с нарушениями речи.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития воспитанников.  Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей воспитанников, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития, что обеспечивает развитие мыслительной деятельности и умственной активности каждого воспитанника.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, обеспечения эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

1.2.                             Цели и задачиПрограммы

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с нарушениями речи.

Коррекционная помощь воспитанникам с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Нарушения, которые могут возникать в тех или иных компонентах речевой функциональной системы, приводят к появлению разнообразных дефектов. Характер дефекта определяется тем, какие компоненты речевой функциональной системы оказались нарушенными, и действие каких механизмов привело к нарушению. Сложность структурно- функциональной организации речевой функциональной системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее компонентов. Это и определяет значимость изучения речевой функциональной системы в целом и воздействия на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав детей раннего и дошкольного возраста, в том числе, детей с тяжелыми нарушениями  речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

   реализация адаптированной основной образовательнойпрограммы;

   коррекция недостатков психофизического развития воспитанников с нарушениями речи;

     охрана и укрепление физического и психического воспитанников, в том числе их эмоциональногоблагополучия;

     обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанника с ОВЗ в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социальногостатуса;

      создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми имиром;

      объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества;

     формирование общей культуры личности, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

       формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям воспитанника с ОВЗ;

           обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровьявоспитанников с ОВЗ;

     обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общегообразования.

 

1.3.                            Принципы и подходы к формированиюПрограммы

Программа построена на следующих принципах:

1.    Общие принципы и подходы к формированиюпрограмм:

   поддержкаразнообразиядетства;

      сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитиичеловека;

   позитивнаясоциализациявоспитанника;

      личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и воспитанников с нарушениями речи;

     содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательныхотношений;

   сотрудничествоучреждения ссемьей;

   возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностямидетей.

2.    Специфические принципы и подходы к формированиюпрограмм:

       сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование воспитанников с нарушениями речи, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей воспитанников с нарушениями речи, оказанию психолого- педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи идр.);

       индивидуализация дошкольного образования воспитанников с нарушениями речипредполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития учитывающей интересы, мотивы, способности и психофизическиеособенности;

         развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается через разные виды деятельности сучетомзон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей;

      полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально- коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития воспитанников с нарушениями речи дошкольноговозраста;

      инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законныхпредставителей).

1.4.     Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений воспитанника с ОВЗ к концу дошкольногообразования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития воспитанников с нарушениями речи.

В соответствии с особенностями психофизического развития воспитанников с нарушениями речи, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

 

1.5.                   Целевыеориентирыдошкольноговозраста

Целевые ориентиры освоения программывоспитанниками среднего дошкольноговозраста с нарушениями речи

К шести годам ребенок:

       проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной)цели;

   понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств,качеств;

   использует слова в соответствии с коммуникативнойситуацией;

   различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивнойречи;

   использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительнымисоюзами;

   пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшиепроизведения;

   составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личногоопыта;

   различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношениизвуки;

   владеет простыми формами фонематическогоанализа;

   использует различные виды интонационныхконструкций;

   выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет своюроль;

   использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители;

   передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальныхотношений;

   стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

   проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит запомощь;

   занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20минут);

   устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

   осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

   имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительноговосприятия;

   имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и частисуток;

   использует схему для ориентировки впространстве;

   владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средстваобщения;

   может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

   обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простыефразы;

   в речи употребляет все части речи, проявляясловотворчество;

   сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого исамостоятельно);

   изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережаетизображение;

   положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, ихсвойства;

   знает основные цвета и ихоттенки;

   сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективныхработ;

   внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальнойдеятельностью;

   выполняет двигательные цепочки из трех-пятиэлементов;

   выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданномтемпе;

   элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т.п.;

   самостоятельно и правильно умывается, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личногопользования.

 

 

1.6.                            Целевые ориентиры на этапе завершения освоенияпрограммы

К семи-восьми годам воспитанник:

   обладает сформированной мотивацией к школьномуобучению;

   усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающегомира;

   употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением,многозначные;

   умеет подбирать слова с противоположным и сходнымзначением;

   умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощивзрослого);

   правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательныемодели;

   составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческиерассказы;

   осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальнымпризнакам;

   владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематическогосинтеза;

   осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

   правильно произносит звуки (в соответствии сонтогенезом);

   владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании идр.;

   выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует сдетьми;

   участвует в коллективном создании замысла в игре и назанятиях;

   передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

   регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимнойподдержки;

   отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость отвзрослого;

   использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;

   использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планированиядеятельности;

   устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практическогоэкспериментирования;

   моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково- символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры итела;

   владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символическиеизображения;

   определяет времена года, частисуток;

   самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы,экспериментирует);

   пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опытдетей;

   выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядныеопоры;

   отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни,

составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

   владеет языковыми операции, обеспечивающими овладениеграмотой;

   стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительнойдеятельности;

   имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, воспринимает музыку, художественную литературу,фольклор;

   проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальныминструментам;

   сопереживаетперсонажамхудожественныхпроизведений;

   выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленныедвижения;

   осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивныхупражнений;

   знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементамиспорта;

   владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек идр.).

1.7.      Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по программе для воспитанников с нарушениями речи, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценка качества дошкольного образования (соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании для воспитанников с нарушениями речи) направлена, в первую очередь, на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. д..

Программой не предусматривается оценивание качества образовательнойдеятельности Организации на основе достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

-         неподлежатнепосредственнойоценке;

-        не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников с нарушениями речи;

-   не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников с нарушениями речи;

-   не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников с нарушениями речи;

-   не являются непосредственным основанием при оценке качестваобразования.

Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способностивоспитанника их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретноговоспитанника.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности воспитанников дошкольного возраста с нарушениями речи с учетом сенситивных периодов в развитии.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

           педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшейоптимизации;

            детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

       карты развития ребенка раннего и дошкольного возраста снарушениями речи;

       различные шкалы индивидуального развития воспитанников с нарушениями речи;

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

       описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития детей дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе предметно-пространственной развивающей образовательной среде, представленные в комплексных и парциальных программах;

       описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов иинтересов;

       программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта РФ, местом расположения Организации,педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования детей с нарушениями речи и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития воспитанников с ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьивоспитанников.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников с ОВЗ, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник с ОВЗ получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

При включении обучающегося с ОВЗ в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

 

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях

2.2.1.      Социально-коммуникативное развитие

Дошкольный возраст

В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

   развития положительного отношения воспитанника с ОВЗ к себе и другимлюдям;

   развития коммуникативной и социальной компетентности воспитанника с нарушениями речи в доступных его восприятию пределах, в том числе информационно-социальной компетентности;

   развитияигровойдеятельности.

Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам: 1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности воспитанников с нарушениями речи, дальнейшее приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками имеющими нарушения речи на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность воспитанников с нарушениемречи.

Объектом особого внимания специалистов (учителей- логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей и др.) становится уточнение и совершенствование использования воспитанников с нарушением речи коммуникативных средств, проявляющихся в игре: положительных взаимоотношений, организованности, выдержки, настойчивости, умения контролировать свои эмоции и подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым замыслом.

Принцип «логопедизации» реализуется в подборе доступного воспитанниками речевого материала применительно к творческим и дидактическим играм, ситуациям трудовых процессов, которые осваивает дошкольник с нарушениями речи. Основное внимание взрослых в различных образовательных ситуациях обращается на обучение прежде всего, вербальных (в сочетании с невербальными) средств общения в процессе игры, организованной деятельности, в режимные моменты и т.п.

Педагоги создают образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности. На этой основе осуществляется работа по активизации речевойдеятельности, по накоплению словарного запаса.

Игра как основная часть образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включается в совместную образовательную деятельность взрослых и детей в процессе овладения всеми образовательными областями, в групповые и индивидуальные логопедические занятия. В игре возникают партнерские отношения, поэтому социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов. Взаимодействие взрослого с воспитанников с нарушениями речистроится с учетом интересов каждого воспитанника и детского сообщества в целом.

Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.

В образовательной процесс в области «Социально-коммуникативное развитие» желательно вовлекать родителей, а также всех остальных специалистов, работающих с воспитанниками с нарушениями речи.

Основное содержание образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на третьей ступени обучения направлено на всестороннее развитие у воспитанников с нарушениями речинавыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.

В этот период в коррекционно-развивающей работе взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации речевой деятельности, по дальнейшему накоплению детьми словарного запаса.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на третьей ступени обучения, как и на предыдущих, по следующим разделам: 1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд.

Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ на третьей ступени обучения предполагает следующие направления работы: дальнейшее формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучении способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей. В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире активизируется речевая деятельность, расширяется словарныйзапас. Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх иупражнениях.

В этот период большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры, осуществляя косвенное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия по всем направлениям коррекционно-развивающейработы.

Работа с воспитанниками старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии и др. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогами группы иродителями.

Педагоги уделяют основное внимание формированию связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Воспитанники вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.

Особое внимание обращается на формирование представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д. Расширяют и закрепляют представления о предметах быта, необходимых человеку, о макросоциальном окружении.

Взрослые создают условиях для формирования экологических представления, знакомя их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной). Большое внимание уделяется формированию интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. Активно развивается познавательный интерес (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты). Взрослые, осуществляя совместную деятельность с детьми, обращают внимание на то, какие виды деятельности их интересуют, стимулируют их развитие, создают предметно-развивающую среду, исходя из потребностей каждого.

Педагогические ориентиры:

— вызывать у детей интерес к творческим играм, желание поиграть в новую игру и наполнить знакомую игру новым содержанием;

— побуждать детей использовать в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

¾               закреплятьролевыедействиявсоответствииссодержаниемигрыиуменияпереносить эти игровые действия на ситуации, тематически близкие знакомойигре;

¾               предоставлятьдетямвозможностьобыгрыватьсюжетыигратьроливсоответствиисих желаниями иинтересами;

¾               учить детей использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели,предметы-заместители;

¾               поддерживать желание детей изготавливать атрибуты для игры, учить ихэтому;

¾               развивать воображение детей в ходе подвижных, сюжетно- ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемыхдействий;

¾               формировать умение детей моделировать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых и театрализованныхигр;

¾               учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры;

¾               закреплять кооперативные умения детей в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимнойподдержки;

¾               учить детей отражать в играх свой жизненный опыт, включаться в игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей илисамостоятельно;

¾               учить детей играть в дидактические игры, формируя у них умения организаторов и ведущихигр:

¾               в процессе игровой деятельности формировать речевую, интеллектуальную. эмоциональную и физическую готовность к обучению вшколе.

Театрализованныеигры

Педагогическиеориентиры:

—приобщать к театральной культуре, знакомить их с назначением театра, свидами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада пр.), учить выбирать сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который разрабатывается вместе сдетьми;

¾               учить имитировать движения, голоса, преображаться в процессе театрализованныхигр;

¾               учить детей использовать предметы в новом значении, исходя из игровойситуации;

¾               учить детей подробно характеризовать главных и второстепенных героевигры;

¾               учить пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительностиречи;

¾               учить согласовывать свои действия с партнерами, проявлять творческую активность на всех этапах работы надспектаклем;

¾               развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с реальными предметами, но в чем-то отличающимися отних;

¾               учить готовить сцену, декорации, театральных кукол и простые костюмы к театрализованным играм и детским спектаклям (вместе совзрослыми);

¾               учить формулировать главную идею литературного произведения и давать словесные характеристики главным и второстепеннымгероям.

Представления о мире людей и рукотворных материалах

Особую роль формирования связной речи играет рассказывание о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства, рисование, театрализованные игры.

Работу в рамках раздела «Представления о мире людей и рукотворных материалах» проводит воспитатель в процессе совместной образовательной деятельности, в различных образовательных ситуациях, которые организуются по подгруппам.

Педагогическиеориентиры:

¾               продолжать развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

¾               формировать представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т.д.

¾               расширятьизакреплятьпредставленияопредметахбыта,необходимыхчеловеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства идр.);

¾               расширять и уточнять представления о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства идр;

¾               продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной,восстановительной);

¾               расширять представления детей о праздниках (Новый год, день рождения, день Конституции, День независимости Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детскомсаду,Деньзнаний—1сентября,Деньучителя,ДеньзащитникаОтечества,Деньгорода, День Победы, спортивные праздники идр.);

¾               расширять представления детей о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки идр.);

¾               расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опытадетей;

¾               учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина - следствие, часть – целое, род — вид).

Безопасное поведение в быту, социуме, природе

Направленона:

¾               на уточнение и закрепление уже известных правил осторожного и осмотрительного поведениявстандартноопасныхдлячеловекаиокружающегосоциальногоиприродногомираи чрезвычайных ситуациях и ознакомление с новыми, доступными пониманиюдетей;

¾               расширение представлений о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортногосредства.

В основе процесса обучения правилам безопасного поведения в быту, социуме, природе лежит комплексный подход, который предполагает:

¾               ознакомление с окружающим социальным миром и правилами поведенияв различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;

¾               организацию     предметно-развивающей среды для обучения          детей правилам безопасногоповедения;

¾               развитиемотивационно-потребностнойсферыдетей,ориентированнойнасоблюдение правилбезопасности;

¾               формирование способности к моделированию и символизации вобучающих играх;

¾               индивидуальныйидифференцированныйподход;

¾               последовательно-параллельную работу по обучению с нарушением речи правилам безопасного поведения в окружающем социальном и природноммире.

Содержание игр и упражнений по лексическим темам «Правила дорожного движения», «Правилажелезнойдороги»,«Правилапожарнойбезопасности»,«Трудвзрослых»идр.

Творчески организовать обучение правилам безопасного поведения в быту, социуме и природе можно с помощью метода проектов. Метод проектов включает мотивацию детской деятельности, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий, освоение детьми новой деятельности и упражнения ее осуществлении, презентацию остальным участникам проекта «продуктов» собственной деятельности.

Педагогическиеориентиры:

¾               побуждать детей использовать в реальных ситуациях и играх знания основных правил безопасногоповедениявстандартныхичрезвычайныхситуациях,полученныевходеэкскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;

¾               стимулировать интерес детей к творческим играм, желание играть в новые игры с сюжетами, расширяющими и уточняющими их представления о способах поведения в чрезвычайных ситуациях и в ситуациях, стандартно опасных для жизни и здоровья детей и взрослых, учить детей наполнять знакомую игру новымсодержанием;

¾               формировать представления о труде взрослых в стандартно-опасныхи чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник полиции и ГИБДД (регулировщик, постовой), водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п.;

¾               учить называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностямидетей);

¾               расширять и дополнять представления о действиях с игровыми материалами по правилам безопасности жизнедеятельности, по ориентировке в окружающем пространстве: сборка игровых конструкций (установка на штативах светофоров, знаков дорожного движения, знаков безопасности, расстановка макетов шлагбаумов, домов, деревьев и т. д.) в соответствии с правилами;

¾               формироватьэлементарныепредставленияобезопасномповедениивинформационной среде: умение включить телевизор для просмотра конкретной передачи, допустимая продолжительность просмотра телевизионной передачи, включение компьютера и продолжительность занятий на нем, необходимость согласовать свои действия совзрослыми;

¾               учить создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные и поведенческие реакции по ходуигры;

¾               закреплять кооперативные умения в процессе игр и образовательных ситуаций, их стремление проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки в ходе проигрывания ситуаций по основам безопасностижизнедеятельности;

¾               расширять объем предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) словаря импрессивной и экспрессивной речи детей, называя объекты, явления, ситуации по рассматриваемой теме, объяснять семантику слов;

¾               поощрять проявления осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасныхситуациях;

¾               расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира (загрязнение мест отдыха, неосторожные действия, наносящие вред природе, опасные природные явления: гроза, наводнение, землетрясение, извержение вулканов и т.п.);

¾               расширять, уточнять и систематизировать представления о безопасном для окружающей природы поведении, учить выполнять правила без напоминания взрослых (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставить мусор в лесу, парке, разводить огоньтолько вприсутствиивзрослогоивспециальнооборудованномместе,тщательнозаливатьместокостра водой перед уходом и т.д.);

—формировать умения обращаться к окружающим напоминаниями о необходимости выполнять правила безопасной жизнедеятельности.

Труд

Трудовое воспитание дошкольников направлено на совершенствование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого. В приобщении к здоровому образу жизни именно эти направления работы являются основными.

Взрослые учат детей использовать невербальные ивербальные средства общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур, элементарных трудовых поручений: сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, при необходимости вращаться за помощью.

Педагогическиеориентиры:

¾               стимулировать и поощрять стремление к самостоятельности как проявление относительной независимости отвзрослого;

¾               продолжать воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказывать помощь друг другу, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается;

¾               учить выполнять хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбевзрослого;

¾               совершенствовать трудовые действия;

¾               совершенствовать зрительно-двигательную координацию детей в процессе выполнения трудовыхдействий;

¾               учить учитывать свойства материалов при выполнении поделок изних;

¾               учить применять разнообразные предметы-орудия для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, напрогулке;

¾               закреплять умения убирать игровые уголки, планировать вместе с педагогом свои действия (вытирать пыль, пользоваться пылесосом с помощью взрослого, расставлять игрушки на полках мыть игрушки и тп.);

¾               закреплять умения сервировки стола по предварительному плану-инструкции (вместе совзрослым);

¾               продолжатьучитьподготавливатьместодлязанятийсприроднымиибросовыми материалами, бумагой и т.п.,

¾               воспитывать желание оказывать помощь взрослому в приготовлении пищи (салатов, винегретов, бутербродов, печения идр.);

¾               воспитывать желание трудиться на участке детской дошкольной организации, поддерживать порядок на игровой площадке (убирать опавшие листья, сгребать снег, посыпать дорожки песком, подметать мусор, вскапывать грядки и клумбы вместе совзрослыми);

¾               воспитывать бережное отношение к результатам труда человека (предметам быта, одежде, игрушкам и т.п.);

¾               пробуждать интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природного, бросового материала, ткани иниток;

¾               совершенствовать приемы работы с бумагой, картоном, природными материалами;

¾               развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок;

¾               учить работать на ткацком станке(индивидуально);

¾               учить сшивать деревянной или пластмассовой иглой различные детали из картона, бумаги, пластика, пришивать крупныепуговицы;

¾               продолжать учить пользоватьсяножницами;

¾               учить заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирать необходимые орудия и материалы длятруда;

¾               расширять и уточнять словарный запас на речевом материале, который используетсявразличныхвидахтруда(самообслуживающем,хозяйственно-бытовом,вприроде, ручном);

¾               совершенствовать связную речь при обучении их различным видам труда и при формировании навыковсамообслуживания;

¾               развивать     планирующую и регулирующую функции речи        детей в процессеизготовления различных поделок и хозяйственно- бытового труда.