Организация двигательного режима в группах общеразвивающей и комбинированной направленности 

на 2017-2018 учебный год

 организация двигательного режима

 

              На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является

важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

В теории и методике физического воспитания выделяют:

  • регламентированную ДА
  • частично – регламентированную ДА
  • нерегламентированную ДА

           Регламентированная двигательная активность — суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий (НООД)

Частично-регламентированная двигательная активность — это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность — объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

           Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

             Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

           Двигательная активность способствует:

  •  повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  •  росту физической работоспособности;
  •  нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  •  появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит

  • физкультурно – оздоровительным занятиям:
  • утренняя гимнастика
  • гимнастика после дневного сна
  • подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой

           Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

          Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

           На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).

           При правильной организации и содержании п./и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

            При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

           Самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

            С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

          Дополнительные виды занятий двигательного характера

  •  оздоровительный бег на воздухе;
  •  пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  •  двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
  •  индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
  •  прогулки-походы в парк;
  •  корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
  • Создание условий для организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.

           Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима , подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между тем с учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию в ДОУ. Запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ являются следующие упражнения: круговые вращения головой, наклоны головы назад, стойка на голове, чрезмерное вытягивание шеи, тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения лежа на спине, руки согнуты под голову,  кувырок вперед,  перекат на спине, удерживая руками колени и т.д.

 

                        Модель двигательного режима  в МБДОУ № 126  на 2017-2018 учебный год

 

Формы работы

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1

Утренняя гимнастика

Ежедневно

4-5 мин.

Ежедневно

4-5 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

Ежедневно

7-10 мин.

Ежедневно

10-12 мин.

2

Физкультминутки

По необходимости на обучающих занятиях

2-3 мин.

По необходимости на обучающих занятиях

 2-3 мин.

По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин.

По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин.

По необходимости на обучающих занятиях

2-3 мин.

3

Гимнастика для глаз

Ежедневно

2-3 мин. (группы компенсирующей направленности)

Ежедневно

3-4 мин.  (группы компенсирующей направленности)

Ежедневно

4-5 мин.  (группы компенсирующей направленности)

4

Музыкально-ритмические движения

На музыкальных занятиях

6-8 мин.

На музыкальных занятиях 6-8 мин.

На музыкальных занятиях 8-10 мин.

На музыкальных занятиях

10-12 мин.

На музыкальных занятиях 12-15мин.

5

Физкультурные занятия (1 в зале, 1 на воздухе)

2 раза в неделю

6-8 мин.

2 раза в неделю

10-15 мин.

2 раза в неделю

15-20 мин.

2 раза в неделю

20-25 мин.

2 раза в неделю

25-30 мин.

6

Занятие по обучению плаванию в бассейне

-

1 раз в неделю

15 мин.

2 раза в неделю

20 мин.

2 раза в неделю

25 мин.

2 раза в неделю

30 мин.

7

Подвижные игры:

-сюжетные

-бессюжетные

-игры-забавы

-соревнования

-эстафеты

аттракционы

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по 7-8 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по

8-10 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по 10-12 мин.

8

Игровые упражнения:

-подлезание

-пролезание

-перелзание

Ежедневно по подгруппам

 4-6 мин.

Ежедневно по подгруппам

 4-6 мин.

Ежедневно по подгруппам

6-8 мин.

Ежедневно по подгруппам

 6-8 мин.

Ежедневно по подгруппам

8-10 мин.

9

Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика пробуждения

-дыхательная гимнастика

Ежедневно

5 мин.

Ежедневно

5 мин.

Ежедневно

6 мин.

Ежедневно

7 мин.

Ежедневно

8 мин.

10

Психогимнастика

2 раза в неделю 3-5 мин.

2 раза в неделю 3-5 мин.

2 раза в неделю 6-8 мин.

2 раза в неделю 8-10мин.

2 раза в неделю 12-15 мин.

11

Физкультурный досуг

2 раза в  месяц по 8-10  мин.

2 раза в  месяц по 10-15 мин.

2 раза в месяц по 15-20 мин.

2 раза в месяц по 25-30 мин.

2 раза в месяц по  30-35 мин.

12

Спортивный праздник

2 раза в год по10- 15  мин.

2 раза в год по15 – 20 мин.

2 раза в год по 20-25 мин.

2 раза в год по 30-35 мин.

2 раза в год по  35-40 мин.

13

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно.

Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводятся под руководством воспитателя.

 

Организация двигательного режима

  в группе  общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 2 до 3 лет  № 1

 

Дни недели

Виды деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

  1. Утренняя гимнастика

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

  1. Физминутки

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

  1. Подвижные игры (2) и физ.упр. на прогулке (Iп.д.)

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

  1. Самостоятельная ДА на утренней прогулке

40 мин.

40 мин.

40 мин.

40 мин.

40 мин.

  1. Индивидульная работа по развитию движений

6 мин.

6 мин.

6 мин.

6 мин.

    6 мин.

  1. Самост. игры детей в группе.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

  1. Музыкальное

10 мин.

10 мин.

  1. Ритмика.

10 мин

  1. Показатели ДА за

                                  I половину дня

2ч. 18 мин.

2 ч. 08 мин.

2 ч. 21мин

2ч. 31 мин.

2ч. 31 мин.

  1. Гимнастика после днев. сна

6 мин.

6 мин.

6 мин.

6 мин.

6 мин.

  1. Подвижная игра после сна

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

  1. Самостоятельная ДА(в группе) (II половина дня)

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

  1. Физическое развитие

-

10 мин -

-

-

10 мин.

  1. Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (IIполовина дня)

15 мин.

15 мин.

15мин.

15мин.

15 мин.

  1. Самостоятельная подвижная игровая деятельность

60 мин

60 мин

60 мин

60 мин

60 мин

  1. Индивидульная работа по развитию движений

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

  1. Показатели ДА за II половину дня

2 ч. 16 мин.

2 ч. 26 мин.

2 ч. 16 мин.

2 ч. 16 мин.

2 ч. 16 мин.

  1. Спортивный досуг

1 раз в месяц, длительность 10 мин.

  1. Музыкальный досуг

1 раз в месяц, длительность не более 10 мин.

  1. Развлечения

2 раза в месяц по 10 мин.

  1. День Здоровья

1 -2 раз в год , длительность не более 10 мин.

 

Организация двигательного режима

  в группе  общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет  № 4

 

Дни недели

Виды деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

  1. Утренняя гимнастика

4-5 мин мин.

4-5 мин

4-5 мин

4-5 мин

4-5 мин

  1. Физминутки

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

  1. Подвижные игры (2) и физ.упр. на прогулке (Iп.д.)

15мин.

15 мин.

15мин.

15мин.

15мин.

  1. Самостоятельная ДА на утренней прогулке

40мин.

40мин.

40мин.

40мин.

40мин.

  1. Индивидульная работа по развитию движений

4-6 мин.

4-6 мин.

4-6 мин.

4-6 мин.

    4-6 мин.

  1. Самост. игры детей в группе.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

  1. Музыкальное

15 мин.

15 мин..

  1. Ритмика

10 мин

  1. Показатели ДА за

I половину дня

2ч. 19 мин.

2 ч. 31 мин.

2 ч. 21мин

2ч. 31 мин.

2ч. 31 мин.

  1. Гимнастика после днев. сна

6 мин.

6 мин.

6 мин.

6 мин.

6 мин.

  1. Подвижная игра после сна

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

  1. Самостоятельная ДА(в группе) (II половина дня)

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

  1. Физическое развитие

-

10 мин -

-

-

10 мин.

  1. Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (IIполовина дня)

15мин.

15мин.

15мин.

15мин.

15мин.

  1. Самостоятельная подвижная игровая деятельность

60 мин

80 мин

80 мин

80 мин

80 мин

  1. Индивидульная работа по развитию движений

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

  1. Показатели ДА за IIп.д.

2 ч.16 мин.

2 ч.51 мин.

2 ч.51 мин.

2 ч.51 мин.

2 ч. 51 мин.

  1. Спортивный досуг

1 раз в месяц , длительность 10 мин.

  1. Музыкальный досуг

1 раз в месяц, длительность не более 10 мин.

  1. Развлечения

2 раза в месяц по 10 мин.

  1. День Здоровья

1 -2 раз в год , длительность не более 10 мин.

 

Организация двигательного режима

в группе   общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 3 до 6 лет (разновозрастная) № 6

 

                                Дни недели

Виды деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

Утренняя гимнастика

8 мин.

8 мин.

8 мин.

8 мин.

8 мин.

Динамическая пауза

10 мин.

10 мин. Х 2

10 мин.

10 мин.

10 мин. Х 2

Физическое развитие

20 мин.

20 мин

20 мин

На прогулке

Физминутки

6 мин.

3 мин.

2 Х 3 мин.= 6 мин.

         3 мин

 3 мин.

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (I п.д.)

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

Самостоятельная  ДА на утренней прогулке

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Самостоятельные  игры детей в группе.

60 мин.

80 мин.

60 мин.

80 мин.

80 мин.

Ритмика.Музыка.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

40 мин

Показатели ДА за

I половину дня

3ч. 59 мин.

3ч. 56 мин

3ч. 59 мин

3ч. 59 мин.

3ч. 36 мин..

Гимнастика после днев. сна

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

Самостоятельная ДА

 (II половина дня)

70 мин.

70мин.

70мин.

70мин.

70мин.

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (IIполовина дня)

45 мин.

45мин.

45мин.

45мин.

45мин.

Показатели ДА за II п.д.

2ч. 05 мин

2ч. 05 мин.

2ч. 05 мин.

2ч. 05 мин.

2ч. 05 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц на воздухе, длительность 20 мин.

Физкультурный  праздник

2 раза в год, длительность не более 40 мин.

День Здоровья

1 раз в квартал

  

Организация двигательного режима

в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5  до 6 лет № 5

Дни недели

Виды деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

Утренняя гимнастика

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

Динамическая пауза

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

Физическое развитие

На прогулке

25 мин.

Физкультминутки

2Х 5мин

2Х5 мин

2 Х 5мин

2 Х 5 мин

2 Х 5мин

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (I п.д.)

45 мин.

45мин.

45мин.

45мин.

45мин.

Самостоятельная ДА на утренней прогулке

60мин.

60мин.

60мин.

60мин.

60мин.

Самост. игры детей в группе

80мин.

80мин.

80мин.

80мин.

80мин.

Показатели ДА за

I половину дня

4ч.15 мин.

3ч. 50 мин.

3ч. 50 мин.

3ч. 50 мин.

4ч.15 мин.

Гимнастика после днев. сна

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

Самостоятельная ДА

 (II половина дня)

50мин.

70мин.

50мин.

50мин.

70мин.

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (IIполовина дня)

50мин.

50мин.

50мин.

50мин.

50мин.

Физическое развитие

25 мин.

25 мин.

Показатели ДА за II п.д.

1 ч.50мин.

2ч. 35 мин.

1ч.50мин.

1ч.50мин.

2ч.10мин.

Физкультурный досуг

  1. раз в месяц (в течении 30 – 50 мин.)

Физкультурный праздник

  1. раза в год (внутри д/сада или совместно со сверстниками сосед. дошк.учреж. в течение 60 мин.)

День здоровья

2-3 раза в год в последнюю неделю квартала

 

 Организация двигательного режима

                       в группе общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте  от 5 до 6 лет № 3

                             Дни недели

Виды деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

Утренняя гимнастика

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

Динамическая пауза

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

10 мин. Х 2

Физическое развитие

25 мин.

25 мин.

25 мин

На прогулке

 Физкультминутки

2Х 5 мин.

2 Х 5 мин

2 Х 5 мин

2 Х 5 мин

2 Х 5мин

Подвижные игры и физические упражнения  на прогулке (I п.д.)

45мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

Самостоятельная ДА на утренней прогулке

60 мин.

60мин.

60 мин.

60 мин.

60 мин.

Самостоятельные  игры детей

в группе

80 мин.

80 мин.

80 мин.

80 мин.

80 мин.

Ритмика. Музыка.

30

60

Показатели ДА за

I половину дня

4ч. 10 мин.

4ч. 10 мин.

4ч. 15 мин.

4ч. 10 мин.

4ч. 45 мин.

Гимнастика после днев. сна

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

  1. мин.

Самостоятельная ДА

 (II половина дня)

45 мин.

70 мин.

70 мин.

70 мин.

70 мин.

Физическое развитие

25мин

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (IIполовина дня)

50 мин.

50 мин.

50 мин.

50 мин.

50 мин.

Показатели ДА за II п.д.

2ч.10 мин.

2ч.10 мин.

2ч.15 мин.

2ч.10 мин.

2ч.10 мин.

Физкультурный досуг

  1. раз в месяц (в течении 30 – 50 мин.)

Физкультурный праздник

  1. раза в год (внутри ДОУ или совместно со сверстниками соседних дошкольных учреждений в течение 60 мин.)

День Здоровья

2-3  раза в год в последнюю неделю квартала

 

Организация двигательного режима

 в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет № 2

 

Дни недели

Виды деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I половина дня

Утренняя гимнастика

12 мин.

12 мин.

12 мин.

12 мин.

12 мин.

Динамическая пауза

10мин. Х 2

10мин. Х 2

10мин. Х 2

10мин. Х 2

10мин. Х 2

Непосредственно-образовательная деятельность  Физическая культура

30 мин

30 мин

30 мин (в)

Физкультминутки

3 Х 6 мин

2 Х 6 мин

2Х 6 мин

2Х 6 мин

2 Х 6 мин

Подвижные игры и физ.упр. на прогулке

45 мин.

30 мин.

30 мин.

30мин.

30 мин.

Самостоятельная ДА на утренней прогулке

45 мин.

30мин.

30мин.

30мин.

30мин.

Непосредственно-образовательная деятельность   Музыка

30 мин

30 мин

Ритмика

      30 мин.

         30 мин.

Показатели ДА за I половину дня

2ч. 50 мин.

2ч. 20 мин.

2ч. 20 мин.

2ч. 20мин.

3ч. 20 мин.

                                                                                            II половина дня

Гимнастика после днев. сна

10 мин.

10 мин.

  1. мин.

 10 мин.

        10 мин.

Самостоятельная ДА

 (II половина дня)

50 мин.

         50 мин.

50 мин.

 50 мин.

30 мин.

12.Подвижные игры и физ.упр. на прогулке (II половина дня)

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

45 мин.

Показатели ДА за II п.д.

1ч.45 мин.

1 ч.45 мин.

1ч.45 мин.

1ч.45 мин.

1ч.25 мин.

 ИТОГО:

4ч. 35 мин

4ч.05

4ч.05

4ч. 05 мин.

4ч. 45 мин.

Физкультурный досуг

  1. раз в месяц (в течении 50 мин.)

Физкультурный праздник

  1. 2 раза в год (внутри д/сада или совместно со сверстниками сосед. дошк.учреж. в течение 60 мин.)

День Здоровья

2-3  раза в год в последнюю неделю квартала