Показатели нервно-психического развития детей преддошкольного возраста

Возраст ребенка Двигательные навыки Общение с окружающими, развитие и понимание речи Ощущение формы и цвета предметов
1 год 3 месяца Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, наклоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу. Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча)
1 год 6 месяцев Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например, палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов Среди 3—4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом
1 год 9 месяцев Может ходить по поверхности шириной 15—20 см и приподнятой над полом на 15—20 см(например, сиденье скамейки); составляет из 3—4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге Различает 3 разных по величине предмета
2 года Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных Находит предмет названного или показанного цвета
2 года 6 месяцев Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу
3 года Перешагивает через предметы высотой 10—15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200—1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий

Гигиена. 

Питание. В 1—3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твердой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания.

В возрасте после 1 года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150—200 мл кефира или молока в 22—23 ч или рано утром). Суточный объем питания в 1—11/года равен 1000—1100 мл, в 11/2—3 года 1200—1500 мл. При четырехразовом питании суточная калорийность обычно распределяется так: завтрак — 25%, обед — 35—40%. полдник — 10— 15%. ужин — 25%. В возрасте 1—11/года пищу дают в протертом виде: с 11/лет вводят разваренные каши, запеканки, тушеные овощи; с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120—140 мл/кг, в 2 года — 115—125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище).

Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1—2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2—3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка.

Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается).

К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.

Режим. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак — 7 ч 30 мин — 8 ч, обед — 12 ч — 12 ч 30 мин, полдник — 15 ч 30 мин — 16 ч, ужин 19 ч — 19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в т.ч. 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч).

Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.

Уход. Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1—3 лет 2—3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни — 8—10 мин. на 3-м — 10—20 мин.

С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту.

Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Закаливание. Прежде чем начать его, нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Закаливание воздухом — это прежде всего постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ребенок. Даже в холодное время года проветривание проводят не реже 3 раз в день, а летом окно и форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важно достаточное пребывание детей на свежем воздухе, продолжительность которого зависит от времени года и возраста ребенка. Одежда его должна соответствовать времени года.

Во время процедуры нужно внимательно следить за самочувствием ребенка: при появлении признаков переохлаждения (озноб, дрожание, мурашки на коже) воздушную ванну прекращают и быстро согревают ребенка.

Солнечные ванны проводят с 2 лет один раз день, через 1—2 ч после завтрака. Лучшее время — 10—12 ч. Температура воздуха в тени должна быть не ниже 18—20°. Продолжительность солнечной ванны не должна быть выше 2 мин.

Закаливание водой (ежедневные водные процедуры) — одно из самых простых, но достаточно сильных закаливающих воздействий на организм ребенка.

Через 11/мес. можно делать и другую водную процедуру — обливание.

Купание в реке, озере рекомендуется начинать с 2-летнего возраста, обязательно под наблюдением взрослых.

Диспансерное наблюдение. Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно ежегодно проводят клинические анализы крови и мочи, исследование кала на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены главным образом на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хронической инфекции. В ясельном возрасте продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.